Реклама вошла в жизнь человека тысячелетия назад. Еще жители Древнего Египта, выставляя на продажу рабов, описывали их достоинства. Известно также рекламное объявление, восхваляющее дарованные богами способности Рино-критянина, жителя Мемфиса, к толкованию снов… С тех пор, безусловно, немало воды утекло, да и реклама изменилась, пройдя путь от выцарапанной на стене надписи до контекстной рекламы в Интернете, от нескольких слов на клочке папируса до 25-го кадра и технологий НЛП.
Что же такое реклама? Существует множество определений, от максимально обобщенных до более узких. Обратимся к Федеральному закону о рекламе. Согласно статье третьей, «реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Реклама основывается на шести принципах, на шести китах – вдвое больше, чем требовалось в древности для того, чтобы удержать Землю. Вот они:
1. Заинтересовать клиента. На данном этапе необходимо привлечь внимание адресата рекламы, и в ход идут изображения и громкие слоганы, рекламные брошюры и раздающиеся с телеэкранов голоса любимых актеров. 2. Не дать клиенту потерять интерес, подчеркивая выгодность предложения – именно вашего предложения. 3. Заставить потенциального клиента желать, подвести к ассоциациям, отождествляемым с его же выгодой. 4. Показать преимущества: «Вы достойны лучшего». 5. Организовать покупку: «Только у нас и только сейчас!». Донести до клиента информацию, где и как он может приобрести искомый товар. 6. Поторопить клиента, прямо или косвенно наталкивая его на мысль о срочной необходимости покупки, ведь внимание потенциального покупателя – вещь непостоянная.
Цель рекламы – любыми доступными (и законными!) способами донести информацию до адресата, подвигнуть его на определенные действия. Сформулируем основные функции рекламы, ориентируясь на ее цели и задачи. В первую очередь клиента нужно побудить к покупке. Поэтому главной функцией рекламы можно назвать функцию побудительную. Именно на реализацию этого предназначения рекламы и ориентировано все многообразие способов и рекламных приемов. Также среди функций рекламы назовем такие, как:
- идентификационная. Товар и его производитель должны быть идентифицированы; - промо-функция. Продвижение товаров и услуг; - информативная или ознакомительная. Покупатель должен знать; - формирующая спрос.
Разрабатывая рекламу, нельзя забывать о том, что:
1. Краткое и звучное запоминается быстрее. Не стоит много говорить там, где в этом нет необходимости. 2. Вспомните Штирлица! Не столь важно, что было в середине рекламного сообщения, главное – слова и фразы, использованные в его начале и в конце. 3. Восприятие рекламы – процесс сознательный. Позаботьтесь о том, чтобы рекламное сообщение было понятным. 4. Никакого когнитивного диссонанса! У вашего клиента есть жизненный опыт, и ваша реклама не должна этому опыту противоречить. 5. Избегайте избитых штампов. Любой студент вам скажет, что чем необычнее и разнообразнее материал, тем он легче запоминается. 6. Не стоит отставать от жизни. Маркетинговые исследования и социологические опросы еще никто не отменял.
Но как узнать, насколько эффективна ваша реклама? Недаром же затраты на рекламу нередко называют «деньги, с которыми попрощались» или «выброшенные деньги»… Анализ определения эффективности рекламы – один из самых сложных в экономике, и не верьте тому, кто скажет обратное. Но и полноценный анализ зачастую не даст вам стопроцентных результатов, потому в оценке эффективности не существует единого алгоритма действий или комплекса готовых рекомендаций. Эффективность рекламы можно разделить на конечную и коммуникационную. Первая из них в очень малой степени поддается прямому анализу, ведь вычленить из целого комплекса рекламных действий именно те, которые привели к увеличению объема продаж, гораздо сложнее, чем путем маркетинговых исследований выяснить, к примеру, насколько успешно данное рекламное обращение воздействует на точку зрения потенциального покупателя в необходимую для рекламодателя сторону.
На данный момент можно выделить множество видов рекламы, как в зависимости от целей (информативная, напоминающая, сравнительная и увещевательная), так и по месту размещения (реклама в транспорте, в средствах массовой информации, в Интернете, реклама непосредственно в местах продаж и так далее). У каждого из них свои методы воздействия, свои технологии, свои инструменты и особенности.
Постоянно совершенствуясь, реклама прочно вошла в современную жизнь, представая перед нами во все новых и новых обличьях.
|